Главная страница /  Новости /  Новости отрасли /  Новости отрасли за 2015 г. /  Кризис отступает: торговые цен...

Кризис отступает: торговые центры в Казани больше не пустуют

07 мая 2015 г.

Рынок торговой недвижимости в Казани понемногу оправляется от прошлогодних ударов кризиса и начинает восхождение. Покинутые арендаторами площади, которые те не могли себе позволить из-за завышенных ставок, снова заполняются. Нормализовалась загрузка торговых центров, и даже самый массовый сегмент офисного рынка класса С (осевший больше остальных) заселяют новые арендаторы.

«Рынок проваливался, проваливался, достиг дна и пошел обратно, — объясняет  гендиректор консалтинговой компании A-Development Мурат Ахмеров, — места появились и начали постепенно поглощаться рынком».

Если полтора месяца назад можно было утверждать, что арендаторы не справляются со ставками и уходят с относительно дорогих площадей, то сейчас поступает множество заявок на площади. По словам Ахмерова, заполняемость торговых центров даже превышает норму. Например, ТЦ «Сувар Плаза», где располагаются дорогие площади класса А, заполнен на 96%. «В этом году они решили не индексировать арендные ставки, сохранить на прошлогоднем уровне, чтобы так проявить свою лояльность тем арендаторам, которые уже есть», — поясняет Ахмеров. Другие центры класса А — офисный центр Korston Tower — загрузка 85%, старая башня Korston — 98% — также не индексировали ставки аренды в 2015 году. Массового ухода больше нет: если кто-то съехал, на его место уже заехали. Собеседник добавляет: «В первую очередь это связано с тем, что нет избытка предложения офисных площадей».

В классе С огромное количество бизнес-центров, он больше всех и пострадал от кризиса. Сильно просел и класс В, по мнению Ахмерова: «Арендаторы класса А — крупные компании, международные страховые компании с большим финансовым ресурсом, серьезными учредителями. Они тверже стоят на ногах и менее ощутимы к колебаниям».

Одной из заметных тенденций последнего времени стало перезаключение договоров с «долларовых» на рублевые. «В Москве офисы изначально сдавались в долларах, но мы практиковали стоимость в рублях. Хотя [некоторые] торговые центры, такие как «Парк Хаус», «Тандем», заключали договоры в долларах. Сейчас они тоже все зафиксировали в рублях», — поясняет Ахмеров.

Работать в иной валюте, кроме как в рублях, нельзя, однако никто не запрещает заключать договоры в любой валюте, говорит Леонид Рахимов, директор «Грин Хилл Реалти» (управляет ТЦ «Модный размер»). Серьезные валютные контракты приходится пересматривать, а все остальные, заключенные еще до валютных коллапсов, будут выполняться до окончания срока, рассуждает он.

«Есть лидеры рынка, у нас их пять. Это “Мега”, “Южный”, “Парк Хаус”, “Тандем” и “Кольцо”. Остальные — проблематичные: “Франт”, “Азино”, “Сити Центр”, у них что в кризис проблемы, что до, что после кризиса. Они проигрывают конкурентную борьбу лидерам рынка», — уверяет Рахимов.

Что касается спроса на складские помещения, по сравнению с последним кварталом 2014 года обращений стало значительно больше. «Ставки сохранились на докризисном уровне — их все-таки удалось удержать», — говорит генеральный директор Rental Property Management Геннадий Филатов. Цены фактически остались на уровне докризисных: по этому сегменту собственники шли на снижение, но нигде это не афишировалось, в объявлениях цена не падала, утверждает собеседник: «Сегодня, по большому счету, увеличен спрос на складскую недвижимость, собственник скидок не дает».

В сегменте складской недвижимости, как и в коммерческой в целом, меньше всего от кризиса пострадали крупные компании, говорит Филатов: «в основном все остались, уезжали средние небольшие компании».

«Рынок недвижимости заметно просел в первом квартале 2015 года и продолжит снижение во втором, однако это больше похоже на коррекцию, чем на полномасштабный кризис», — прогнозирует Стрюкова. По ее словам, в этот раз рынок быстро адаптировался, все участники были готовы к коррекции, поэтому устойчивость сохранилась.

Посещаемость торговых центров осталась высокой и стабильной, но конвертация снизилась — кризис коснулся всех. Собеседница рассказывает: «За последний период, начиная со второго квартала 2014 года, не осталось, наверное, ни одного торгового центра в Казани, который не лишился бы хотя бы нескольких арендаторов». На объектах, где арендодатели ведут адекватную политику, потери арендаторов меньше.

Тем не менее, начиная с середины 2014 года спрос на торговые площади существенно снизился, о планах развития объявляют в основном лидеры рынка в своих сегментах: «Ашан», «X5», «Магнит», «Леруа Мерлен». Большинство ритейлов консервативно оценивает возможности открытия новых торговых точек, считает Стрюкова. Она отмечает, что в то же время в 2015 году появляется все меньше новостей об уходе с рынка крупных ритейлов или объявлений о прекращении развития.

Улучшение связано и с сезонными движениями рынка: «Весна — сама по себе тот период, когда спрос выше. Летом будет слабее, к осени опять возвратится». По словам Филатова, улучшение началось с марта. Впрочем, будет ли ситуация выправляться дальше — «уверенности ни у кого нет», осторожно говорит он. «Если на рынке оставить все так, как есть сегодня, думаю, к осени все образуется», — добавил Филатов.

Источник: KAZANFIRST.ru